Тел.: 8 (929) 706-71-72
Тел.: 8 (846) 246-08-00
ICQ: 635-718-908

Разрешение споров в транспортно-экспедиционной деятельности

Споры, связанные с заключением и выполнением договоров (соглашений) на выполнение транспортно-экспедиционных операций и услуг, рассматриваются в суде, арбитражном суде.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора транспортной экспедиции стороны несут ответственность, предусмотренную Законом и Правилами, статьями Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть вторая, главы 40 и 41), а также условиями договора.

Ответственность экспедитора за груз охватывает период с момента принятия им груза от грузоотправителя в свое ведение до момента выдачи груза грузополучателю. Если грузополучатель не уведомил экспедитора в письменной форме об утрате или повреждении груза не позднее рабочего дня, следующего за днем выдачи груза грузополучателю, груз считается экспедитором выданным в соответствии с правилами сдачи грузов.

Иски к экспедитору принимаются в письменной форме в течение шести месяцев за исключением претензий об уплате штрафов, которые могут предъявляться в течение 45 дней.

Указанные сроки исчисляются в порядке, определенном Кодексом или Правилами перевозок грузов на автомобильном транспорте.

Срок давности поискам, связанным с транспортно-экспедиционным обслуживанием, составляет 1 год.

При обнаружении недостатков в выполненных транспортно-экспедиционных услугах грузоотправитель (другой потребитель услуг) вправе потребовать от экспедитора по своему выбору:

  1. безвозмездного устранения недостатков в выполненных услугах;
  2. соответствующего уменьшения тарифа (договорной цены) за выполненную услугу;
  3. возмещения понесенных им расходов по исправлению недостатков своими средствами или третьим лицом.

Грузоотправитель (другой потребитель услуг) вправе потребовать возмещения убытков, если в согласованный срок недостатки в выполненной работе не были устранены экспедитором.

Экспедитор несет ответственность за ущерб, являющийся результатом утраты или повреждения груза, а также задержки в доставке, если обстоятельства, вызвавшие утрату, повреждения или задержку в доставке, имели место в то время, когда груз находился в его ведении, если только экспедитор не докажет, что он принял все меры для исключения или недопущения таких обстоятельств и их последствий, или если экспедитор не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не смог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в частности вследствие:

Экспедитор отвечает за ущерб по грузам с объявленной ценностью, если ему заказчиком была представлена объявленная ценность в письменном виде и если экспедитор решился на прием заказа и позаботился о мерах безопасности по обеспечению сохранности груза.

Если экспедитору известно о высокой стоимости груза, он обязан указать заказчику на необходимость объявления стоимости и на последствия неисполнения этого. Экспедитор освобождается от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза в случаях, когда:

В указанных случаях экспедитор несет ответственность за несохранность груза, если предъявитель претензии докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли по вине экспедитора.

Обнаруженные в процессе выполнения договора транспортной экспедиции неисправные или вскрытые грузовые места, дальнейшая перевозка (погрузка, выгрузка, хранение и т.п.) которых невозможна, экспедитор или его агенты обязаны за свой счет привести в должный порядок (отремонтировать тару или переупаковать груз, исправить или нанести маркировку), после чего предъявить груз для дальнейшей перевозки (погрузки, выгрузки, хранения и т.п.). О произведенном ремонте тары, переупаковке груза или его перемаркировке экспедитор или его агенты обязаны составить коммерческий акт и направить его грузополучателю вместе с грузом.

Экспедитор возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в следующих размерах:

Если ущерб, нанесенный грузу, внешне не мог быть замечен, то заказчик должен доказать виновность экспедитора в ущербе.

Если ущерб возник у третьего лица (перевозчиков, страховщика, банка или прочих предпринимателей, участвующих в выполнении заказа), экспедитор передает претензию против третьего лица заказчику по его требованию, если иное не предусмотрено соглашением между экспедитором и заказчиком.

Стоимость груза определяется исходя из общей суммы счета грузоотправителя, Экспедитор возмещает грузоотправителю по претензии стоимость утраченных, недостающих, испорченных или поврежденных грузов на основании счета грузоотправителя, а в тех случаях, когда расчеты через банк не производятся, - на основании другого документа, заменяющего счет.

Наряду с возмещением ущерба в случае утраты или недостачи перевозимого груза экспедитор обязан возвратить взысканную за этот груз провозную плату, если она не входит в цену утраченного или недостающего груза.

Экспедитор возмещает ущерб, являющийся результатом задержки в доставке груза, если не докажет, что задержка произошла не по его вине.

Задержка в доставке имеет место, если груз не был доставлен в пределах срока, определенного Правилами перевозок грузов, договором, а при отсутствии предельных сроков в Правилах и договоре, - в пределах срока, который было бы разумно требовать от экспедитора с учетом конкретных обстоятельств.

Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

По соглашению между экспедитором и грузоотправителем в договоре транспортной экспедиции могут устанавливаться другие пределы ответственности, отличные от предусмотренных Правилами.

Сумма взысканной грузоотправителем (другим потребителем услуг) неустойки не может превышать тариф (договорную цену) на транспортно-экспедиционные услуги, предусмотренный договором транспортной экспедиции.

Заказчик несет ответственность за возможные последствия за неполноту и искажение данных при выдаче заказа.

Важно понимать, что если какая-либо сторона (экспедитор, грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик, другой потребитель услуг) даёт только устные заказы, распоряжения, уведомления, то данная сторона имеет возможность снять с себя ответственность за возможные убытки, произошедший вследствие только устных обязательств. Поэтому все действия, которые должны быть оплачены или имеют правовую основу – должны быть подтверждены в письменной форме.